Лебяжье

В селе Кузнецово я успел закончить два класса, когда моего отца перевели на другую работу. Образовался новый район с центром в посёлке Лебяжье и его назначили вторым секретарём райкома партии. Два года, проведённые мной в сельской школе, хоть и вызывают добрые и хорошие воспоминания, но как-то в рассказы выливаться не захотели. Яркие же впечатления от моего приезда в этот посёлок надолго задержались в моей детской памяти.
скачанные файлыНо особенное место в этих воспоминаниях оставила река Вятка. Она поразила меня своей грандиозностью, большой двухэтажной, плавучей пристанью, называвшейся дебаркадер, обилием лодок на берегу и постоянно, снующими по ней, баржами, катерами и реже пассажирскими теплоходами.

Мои родители уже работали в этом посёлке. И даже мне было заметно, что им, произошедшие изменения в их жизни, очень даже по душе. Я по-детски чувствовал, теплоту их отношений и это придавало дополнительный комфорт моему существованию. Наш новый дом ещё не построили, его лишь начали складывать из деревянных брусьев. Мы ходили с отцом, смотрели на строящийся дом. Но стройка, пока ещё мало напоминала уютное жилище, и меня нисколько не впечатлила.

А пока дом строился, родители временно снимали квартире у своих хороших знакомых. На выходные они возвращались в село. Хотя, надо сказать, выходной в те годы был всего один день – воскресение. Каждый понедельник рано утром они уезжали на работу, на всю неделю. Расстояние до посёлка 48 километров. Но у отца был служебный автомобиль газ-69, поэтому проблем с поездками не было. Иногда, когда погода позволяла, и грунтовая дорога была сухая, отец приезжал на Волге-21. Этот автомобиль мне казался просто запредельной мечтой, и я мог часами находиться в нём. И тогда он для меня превращался, то в самолёт, то в космический корабль, да мало ли что ещё способно создать детское воображение.

Стояло довольно жаркое лето, каникулы. Поэтому ещё в воскресение с вечера я начинал проситься взять меня с собой. Родители почти всегда соглашались, и я уезжал из села на всю неделю.
У меня было две основные причины, по которым я стремился поехать с ними; первая — это прокатиться на автомобиле, а второй причиной была река. И по приезду, как только у меня появлялась такая возможность, я бежал на реку. Бежать было недалеко, так как посёлок располагается непосредственно на берегу Вятки.
Однако, берег, на котором стоит посёлок, очень высокий и обрывистый. Тропинок, спускающихся к реке, достаточно много. Но основным и самым привлекательным для меня спуском была деревянная лестница на 96 ступеней с перилами и с четырьмя промежуточными площадками. На каждой площадке имелись скамейки, и можно было, сидя на них, наблюдать часами за жизнью реки. За тем, как медленно проплывают по ней баржи, и различные катера.

 images (3)Все баржи подразделялись на самоходные и несамоходные. Самоходные баржи были сравнительно небольших размеров и перевозили, в основном, продовольственные грузы. Несамоходные баржи гораздо больших размеров и на них перевозились различные строительные материалы, иногда технику или ещё что либо, крупное и тяжёлое. Такие баржи толкали, сзади специальные катера — толкачи с характерными тупыми носами. Иногда баржи тянули на тросах катера тягачи. Некоторые из них ещё оставались старинными пароходами с огромными, почти во всю их высоту колёсами, с лопастями по бокам. Иногда можно было наблюдать, как баржа причаливала к берегу возле нашего посёлка. Специальных причалов не требовалось, так как берег был каменистым, а дно реки сразу от берега уходило в глубину. Поэтому самоходная баржа подходила, как можно ближе к берегу, затем её закрепляли тросами и клали на борт длинные деревянные трапы. Бригада грузчиков начинала носить грузы, в основном, это были мешки или ящики. Переносили грузы в склады, что располагались тут же вдоль берега. Склады эти были  рубленными деревянными помещениями без окон. Не широкие, но длинные, они вытянулись вдоль берега. Задней частью склады упиралась в высокий, каменистый берег, а передняя их часть, обращённая к реке, стояла на сваях.

Бригада грузчиков была всегда одна и та же. Это были уже не молодые, как мне тогда казалось, жилистые мужчины и очень малоразговорчивые во время работы. Когда они носили мешки, то прикрепляли внизу спины специальный деревянный упор, чтобы не держать мешок руками. Я иногда подходил к ним и уважительно, стоя в сторонке, наблюдал за их работой. Я уже говорил, что весь берег, сколько видел глаз вниз и вверх по течению был уставлен лодками. Лодки были деревянными двухвёсельными, разных калибров и размеров, но принципиально конструкцией друг от друга не отличались. Некоторые лодки имели на корме специальное утолщение для крепления навесного мотора, но в те времена, это ещё было редкостью. Лодки по берегу стояли одна возле другой, почти без разрывов, только в местах, где причаливали баржи, их не было.

Берег реки каменистый и камни, надо сказать, были довольно острыми и мелкими. Кроме того, большое количество осколков от ракушек, отживших свой век мидий, также перламутром блестели по всему берегу. Их кромки были ещё острее и опаснее камней. Поэтому  купанье на этом берегу представлялось не очень приятным. Требовалось аккуратно заходить в воду, ощупывая ступнями дно, но зато, зайдя по колено, можно было смело нырять, так как дальше дно реки уходило резко вниз. Кроме того, почти весь день этот берег оставался тенистым, из-за крутого склона, который в добавок зарос деревьями, в основном, высоченными елями.

 i (17)Зато другой берег был полной противоположностью; песчаный, покатый и солнечный, что делало его идеальным для пляжа. Поэтому множество лодок постоянно сновало, между берегами, перевозя многочисленных желающих, позагорать и покупаться в тёплой и чистой воде. Ширина реки в те годы держалась около трёхсот метров. И на той стороне можно было хорошо разглядеть многочисленных отдыхающих. Взрослые, в основном, лежали на песке, периодически купаясь в реке. Однако детей, кажется, было гораздо больше. Занятые, какими-то своими делами, они беспрестанно сновали по берегу или по долгу плескались в воде.

Деревянная лестница, о которой я уже упоминал, спускалась к пристани – дебаркадеру. Первый этаж дебаркадера состоял из пары помещений для приезжающих и отъезжающих, кассы и небольших кладовок. А также основной своей функциональной части — прохода к теплоходам, расположенного по средине, куда они и пришвартовывались. В остальное время проходы были закрыты невысокими решетчатыми калитками. Второй этаж этой плавучей пристани состоял из рубки со стеклянными окнами на все четыре стороны. Завершал это строение деревянный шпиль с выцветшим красным флагом.

 i (15)Двухпалубные теплоходы причаливали к пристани два раза в сутки, один раз, проходя вниз по течению и второй раз, проходя вверх  по течению. С теплохода сходили и вновь садились пассажиры, их встречали и провожали, тогда пристань значительно оживала. Всё остальное время она пустовала. Однако, просто так бесцельно на неё заходить было нельзя. Строгий шкипер всегда следил за этим. Особенно, он был злобно настроен по отношению к мальчишкам, которые норовили забежать на дебаркадер и нырнуть с него. Поэтому я только завистливо поглядывал, проходя мимо трапа, ведущего на пристань.

Ниже по течению, метрах в трёхстах, был виден, спускающийся от элеватора, и опирающийся высоко над водой на бетонные быки, большой транспортёр для зерна, закрытый со всех сторон. Издали он смотрелся, как большой, подвесной, крытый грот. Само здание элеватора, предназначенное для приёмки, сушки и хранения зерна, возвышается над всем посёлком и является, своего рода, визитной карточкой, так как его башня видна задолго при подъезде к посёлку.

Выше по течению, метрах в ста от пристани, располагался паром. К нему вела дорога, круто спускавшаяся от посёлка поперёк обрывистого склона. Паром представлял собой деревянный настил на двух металлических понтонах с перилами по краям и небольшой будкой с одной стороны, нависшей прямо над водой. По обоим берегам реки для парома из брёвен строились небольшие причалы. По ним техника и заезжала на паром. За один раз он мог переправить два грузовых автомобиля или пару тракторов. Передвигался паром при помощи катера, который тянул его за трос.
Расписания у парома не было, всё зависело от наличия техники, желающей переправиться. В основном, это были грузовики гружённые лесом. Они постоянно переправлялись с противоположного берега и через какое-то время порожними возвращались обратно. Вместе с автомобилями можно было за пять копеек и людям переправиться на противоположную сторону. Мне очень хотелось это сделать, но страх остаться там и не вернуться, был выше и я не решался.

Поэтому мне оставалось часами сидеть на лавочках лестничных площадок или на сиденьях, вытянутых на берег лодок. Периодически я менял место дислокации, так как считал неприличным бесцельно наблюдать часами с одного и того же места , за чужой тогда для меня жизнью. Периодически я купался, заходя в воду между лодок, обсыхал и опять часами смотрел за всем, что происходило на реке. Это зрелище мне никогда не надоедало, и на следующий день я приходил снова. Мне очень хотелось поскорее влиться в эту жизнь, стать её частью, что, безусловно, в скором времени и произойдёт.

                Владимир Тетерин©        07.09.12    Москва

    Отблагодарить автора
<<предыдущий рассказ………………………..следующий рассказ>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *