Сломанный тополь

i (12) Напротив нашего дома, на другой стороне улицы, рос старый, толстый  тополь. Примерно,  третья часть тополя, от его верхушки, была отломана, причём отломана явно давно. Поэтому тополь рос, в основном, в стороны.
— Бабушка, кто сломал тополь? — как-то спросил я.
— Вот приедет дядя Коля, у него и спросишь, — ответила бабушка.
Дядя Коля, бабушкин младший брат. Но по возрасту, он был всего на пару лет старше моего отца, бабушки старшего сына. Дядя Коля жил в Киеве, но почти каждое лето приезжал в гости в наше село, на свою родину. Это был очень жизнерадостный, весёлый человек, худощавый и высокий. Он очень походил на известного в те времена комедийного актёра Филиппова. Поэтому его так и звали за внешнее сходство и весёлый нрав – Филипповым.
Истории, рассказанные дядей Колей и бабушкой, об одном и том же событии, сложились в моей памяти в одну, и я расскажу её, как она мне запомнилась.

Из нашего села дядя Коля уехал ещё до войны, сразу по окончанию семилетки, в один из сибирских городов. Там он работал на заводе и параллельно закончил аэроклуб. А когда началась война, то дядю Колю призвали, конечно же, в авиацию. Он хорошо и славно воевал. Об этом говорит, например, тот факт, что начав войну сержантом, к 43 году, был уже капитаном. И вот, в 1943 году их полк переучивался на новые самолёты ИЛ-2 в Казани. Это не более трёхсот километров от нашего села по дороге, а напрямую значительно меньше. И как понимаете, для самолёта это не  расстояние.
Дядя Коля, а было тогда ему 20 лет, вместе с подполковником из села, расположенного неподалёку от нашего, отпросились у своего начальства. И на самолёте ПО-2 они вылетели на побывку. Дядя Коля высадил подполковника и благополучно посадил самолёт на поле возле села. Дело было зимой, так что с посадкой на заснеженное поле на лыжах проблем не было.

А сейчас представьте картину. В родное село, через которое и автомобили не каждый месяц проезжают, прилетает на самолёте мальчишка, которого все прекрасно помнят. Помнят, как он тут, ещё совсем недавно, по селу босиком бегал. Сейчас, этот мальчишка стал  фронтовым лётчиком, офицером, в орденах и медалях.
Жесточайшая Великая Отечественная война в разгаре. В каждом доме, каждой семье ждут своих солдат и переживают за них. А очень многие получили уже похоронки. В общем, сбежалось на поле всё село от мала до велика. Повели героя по домам, каждый считал своим долгом угостить, чем мог. Ну и угостили.
Дядя Коля, изрядно захмелев, стал предлагать покатать на самолёте. Особенно, он настойчиво предлагал девушкам. Но, на его счастье никто не согласился. Тогда он взлетел один и решил на самолёте По-2, в народе его называли кукурузник, сделать мёртвую петлю над родным селом. И сделал бы, но помешал выйти из пике тополь, который как свечка торчал в одиночестве среди села. Его без листвы и не видно было совсем.  Этот тополь рос напротив, того места, где в будущем будет наш дом.

Самолёт дядя Коля всё-таки удержал. Но фанерный фюзеляж от такой жёсткой посадки, развалился на кусочки. Дядя Коля сломал пол зуба о штурвал, а в остальном остался, абсолютно, невредим. Я помню, как он показывал, золотую фиксу на месте того сломанного зуба.
Времена были суровые и через пару дней за дядей Колей приехали особисты и увезли на автомобиле. Ещё приехали техники с авиационной части и забрали двигатель с самолёта. Остальное оставили на месте.
Односельчане поделили остатки самолёта между собой. Особенно, в цене была клеёнка — дерматин, которым был обтянут деревянный корпус самолёта. Бабушке, как сестре героя, достался кусок клеёнки с красной звездой. Она сшила из него бумажник, и я его хорошо помню. Он хранился в бабушкином сундуке и в него были вложены письма от дяди Коли, которые, кстати, были особенные тем, что писал он их в стихах.

Самого же дядю Колю ждали тяжелейшие испытания. Его не посадили, но он попал, что-то вроде лётного штрафного батальона.  Его посылали на такие задания за линию фронта, что шансов вернуться назад живым, было очень мало. Например, он снабжал боеприпасами, окружённых партизан, и выполнял другие подобные по сложности задания. Его два раза сбивали над вражеской территорией, и оба раза он возвращался живым и невредимым, через партизанские отряды.
А один раз, сел в поле, загнал повреждённый самолёт между двумя стогами с сеном и замаскировал его. Повреждение оказалась незначительным и он за два дня смог устранить её сам. Радом был хутор, на котором жила одинокая старушка. Она приютила и кормила лётчика на это время. Между тем по всей округе фашисты искали самолёт, так что взлетать пришлось дяде Коле под автоматные очереди.

К концу войны за геройское поведение судимость сняли и он с полной грудью орденов, но всё в том же звании капитана, что был до аварии, стал задумываться о демобилизации. Желания летать больше не было, как его не уговаривали остаться в лётной части. Налетался дядя Коля до предела, поэтому он воспользовался первой же возможностью уволиться в запас. Проблема была только в следующем — куда возвращаться? У дяди Коли за время войны накопилось три невесты. Он им всем написал письма одного содержания:
— Сбит в очередной раз под Берлином, остался жив, но очень серьёзно ранен. Ампутировали ногу.
Хотя сломанный зуб во время той злополучной аварии, был единственной раной за всю войну у моего дяди.
Одна из невест не ответила совсем. Другая высказала явное неудовольствие его состоянием. А вот третья, заверяла в своей любви и настойчиво просила приезжать, в каком бы состоянии он не был. Так, дядя Коля поселился в городе Киеве и прожил там долгую и счастливую жизнь.

                        Владимир Тетерин©      09.08.12   Москва

   Поблагодарить автора
<<предыдущий рассказ………………………следующий рассказ>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *